21 | 10 | 2017  
 

Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017
По Вт Ср Че Пя Су Во
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31


Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Rambler's Top100
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
Дизайн.Разработка.Поддержка сайтов.Заказать можно через раздел  КОНТАКТЫ

Thistlegorm PDF Печать E-mail
Thistlegorm

Тистлегорм является одним из самых известных затонувших кораблей севера Красного моря. Добраться до места погружения можно как на сафарийном, так и на дэйли боте из Шарма, Хургады, Эль Гуны. Из Шарма выход на дэйли боте занимает от двух с половиной до четырех часов в одну сторону, в зависимости от мощности двигателей корабля и погоды.

История.

SS Thistlegorm (буквы SS означают steam ship или пароход) был английским сухогрузом, принадлежащим компании Альбин Лайн ЛТД, и входил в число кораблей, название которых отличалось приставкой Thistle, что на галльском означает "чертополох" - национальный шотландский цветок.
Тистлегорм весил 4 898 тонн (водоизмещение 9 009 тонн), его длина составляла 126,5 метра. Он имел паровой трехцилиндровый двигатель мощностью 1 850 л.с., что позволяло ему развивать скорость до 10,5 узлов. Тистлегорм был спущен на воду 9 апреля 1940 года на верфи Томпсон анд Сонс ЛТД в Сандерленде и являлся грузовым судном, предназначенным для перевозки военных грузов для Британской армии. Для противовоздушной обороны он был оснащен легкой зенитной пушкой (4,7 дюймов) и противовоздушным 40 мм пулеметом.

Последний рейс.

переносной электрогенератор Тистлегорм был задействован в секретной операции под кодовым названием "Крестовый поход", суть которой заключалась в том, что караван из 16 судов должен огибать Африку для обеспечения войск, действующих на севере континента, снаряжением. Маршрут этот был намного продолжительнее пересечения Средиземноморья, но позволял британскому транспорту без особого риска достичь Александрии.
Поставленной перед Тистлегормом задачей была доставка снаряжения для Восьмой Британской армии, насчитывающей 200 000 человек и дислоцированной в Египте и Восточной Ливии. В мае 1941 года Тистлегорм с экипажем 39 человек вышел из шотландского порта Глазго с грузом боеприпасов, бомб различного назначения, противотанковых мин, винтовок Lee Enfield MK III,
сотней мотоциклов BSA W-M20, Matchless G3L и Norton 16 H, автомобилей Bedford, Morris и Ford, прицепами, переносными электрогенераторами, запчастями к самолетам и автомобилям, медикаментами и резиновыми сапогами.
Дополняли груз два легких танка Universal Carrier MK II, два паровоза Stanier 8 F в комплекте с цистернами для воды.
После остановки в Кейптауне, Южная Африка, где было загружено топливо и пополнены запасы воды и продовольствия, и в порту Аден, южный Йемен, Тистлегорм завершал свой путь по Красному морю в момент поступления приказа бросить якорь в проливе Губаль и ожидать возможности пройти Суэцкий канал, временно перекрытый подорвавшимся на немецкой мине судном. Тистлегорм бросил якорь рядом с рифом Шааб Али, считавшимся надежным местом и имевшим кодовое название Safe Ancorage F. В ночь с 5 на 6 октября четыре немецких бомбардировщика Хенкель 111 с дислоцированной на острове Крит авиабазы Kampfgeschwader KG 26, возвращавшихся после безуспешных поисков судна Queen Mary с австралийскими солдатами на боту, совершенно случайно заметили и атаковали Тистлегорм в 0:35 6 октября.
резиновые сапоги
паровоз Stanier 8 F Судно было поражено двумя бомбами в районе трюма № 4. Взрыв был мощнейшим, поскольку бомбы спровоцировали взрыв котла и большей части находившихся на борту боеприпасов. Начался пожар и в 1:30 переломившийся Тистлегорм быстро опустился на плоское песчаное дно глубиной 30 метров. Капитан и экипаж были спасены сопровождавшим судном Carlisle, но 4 моряка и 5 артиллеристов погибли при кораблекрушении.

Обнаружение затонувшего судна.

Впервые Тистлегорм был обнаружен в марте 1955 года командой Жака Ива Кусто во время его экспедиции в Индийский океан на исследовательском судне Калипсо. Сцены подводной съемки затонувшего судна вошли в знаменитый документальный фильм Кусто " В мире безмолвия". После этого существование Тистлегорма забывается почти на двадцать лет, до 1974 года, когда его находит израильский дайвер Шимшон Махиах. Новость держится в секрете и в последующие годы о судне известно лишь узкому кругу местных дайверов.
В 1992 году шкипер из Хургады Роджер Винтер привозит сюда первую группу туристов и в ноябре того же года Тистлегорм становится широко известным благодаря статье, опубликованной в итальянском журнале Aqva. В следующем году ВВС снимает документальный фильм "Последний рейс Тистлегорма" и с этого времени затонувшее судно становится популярным местом погружений для дайверов из Хургады, Эль Гуны, Шарм эль Шейха.

Погружение на Тистлегорм.

Общий вид Thistlegorm

Если ваш корабль приходит к месту погружения первым, то неплохо знать его GPS координаты, так как каких-то видимых ориентиров на поверхности нет. Координаты:


27 градусов 48,803' N
33 градуса 55,238' E

Кликнув мышей Вы увидете схемы расположения обьектов верхней палубы, верхнего и нижнего ярусов трюмов.

Еще до недавнего времени по прибытии к месту погружения дайвмастера привязывали свой корабль двумя тросами непосредственно к рэку, с кормы и носа. Порой это несло угрозу как сохранности реликта, так и безопасности дайверов, т.к. по неопытности троса привязывались к подвижным либо недостаточно крепким частям затонувшего судна. В декабре 2007 года неправительственная организация НЕРСА обустроила рэк, установив стационарные швартовочные буи по обеим его сторонам и просверлив порядка 20 отверстий в корпусе корабля, чтобы воздух, выдыхаемый дайверами, мог свободно выходить наружу, что должно резко снизить коррозию и разрушение металла.

Штиль здесь случается довольно редко, скорее нужно готовиться к ветру, неспокойному морю и ощутимому поверхностному течению, поэтому, зайдя в воду, сразу нужно плыть к спусковому канату и держаться за него, пока вся группа не будет готова. Спуск и подъем осуществляются строго вдоль спускового конца.

Первое погружение, как правило, посвящено наружному осмотру рэка. Под водой часто бывает сильное течение и какое-то расстояние приходится плыть против него.

Снаряды
Снаряды

Осмотр начинается с зоны, разрушенной попаданием бомб. Здесь можно увидеть многочисленные боеприпасы, как упакованные в ящики, и без них.

Перевернутыми лежат два танка Carrier MK II. Если позволяют условия, то можно отплыть примерно на 30 метров в сторону от левого борта к стоящему здесь фрагменту паровоза с передней парой колес, отброшенному сюда мощным взрывом. Затем возвращаемся к рэку и, держа его по левую руку, проплываем к кормовой части, где стоят хорошо сохранившиеся зенитная пушка и противовоздушный пулемет, так и не послужившие своей команде из-за внезапности нападения. На самом дне на 30 м лежат руль и винт корабля.

танк Carrier MK II
Фрагмент паровоза

Дальше осмотр продолжается вдоль правого борта судна по направлению к носу корабля, примерно на уровне 20 м. Проплыв снова над разрушенной частью судна, видим как искореженный взрывом металлический настил палубы вывернулся и накрыл корабельную надстройку.

Несколько дальше, практически не сдвинувшись с места, стоят грузовой железнодорожный вагон и цистерна, а между ними - параван-охранитель, который часто по ошибке называют торпедой.

Зенитная пушка

Для справки:
параван-охранитель (англ. paravane, от греч. para — возле, рядом и англ. vane — крыло, лопасть), подводный аппарат, предназначенный для защиты корабля от якорных контактных мин. Появился в 1-ю мировую войну 1914—18 гг во флотах различных государств, применялся во 2-й мировой войне 1939—45 гг. Параван-охранитель представляет собой металлический корпус обтекаемой формы, снабженный отводящим крылом, прибором глубины, рулевым устройством и резаком. Коренные концы стального троса (тралящая часть) паравана укрепляются с обоих бортов в подводной части носа корабля у форштевня, а ходовой конец — к паравану охранителю. При движении корабля от действия встречного потока воды на крылья аппаратов последние отходят от бортов, создавая натяжение на тралящие части с силой до нескольких тонн. При встрече с минрепом (трос, соединяющий мину с якорем) мины её якорь отрывается от грунта и минреп скользит по тралящей части паравана до резака. После перерезания минрепа якорь мины падает на грунт, а подсеченная мина, отведённая от борта корабля на расстояние до 30 м, всплывает на поверхность.

Противовоздушный пулемет

К сожалению, в 2007 г параван был разорван надвое и теперь можно наблюдать лишь его фрагменты. Случилось это, по-видимому, из-за того, что кто-то неосмотрительно привязал к нему швартовый канат.

Пройдя сплющенную давлением воды цистерну, оказываемся у носа судна, где хорошо сохранилась якорная лебедка. Якорь с левого борта так и остался на месте, а с правого вдаль уходит якорная цепь, что подтверждает то, что удар был нанесен во время стоянки корабля. Дальше, вдоль левого борта возвращаемся к месту начала осмотра, туда, где привязан спусковой конец. Поднявшись до уровня 16-14 метров можно заглянуть в капитанскую каюту, где хорошо просматриваются отдельные помещения, одно из которых - санузел.

Корма
Перо руля и винт

Кроме того, что Тистлегорм представляет интерес как памятник военной истории и затонувший объект, это еще и искуственный риф, где часто можно встретить стаи снэпперов, барракуд, тунцов, на палубе и среди металлических конструкций обосновались рыба-крокодил, крылатки, скорпены, групперы, голожаберные моллюски.

Во время второго погружения осмотр продолжается внутри корабля, в грузовых трюмах, вход в которые мы уже могли видеть во время первого погружения.

Грузовой железнодорожный вагон
Цистерна

Обязательны подводные фонари, хотя практически из любой точки грузовых отсеков виден свет и направление к выходу.

Параван-охранитель Thistlegorm
Якорная цепь и якорь

Грузовые трюмы, пожалуй, представляют наибольший интерес при погружениях на Тистлегорм, так как они являются своего рода музеем военной техники времен Второй Мировой войны. Трюм № 3 практически не представляет интереса, так как его груз состоит в основном из угля для топки, но при сильном течении через него удобно проникнуть в гораздо более интересный трюм № 2. Трюм № 2 делится на верхний и нижний ярусы.

На верхнем ярусе с обеих сторон стоят грузовики Ford WOT 2 и Bedford, несколько джипов Morris.

Грузовик
Мотоциклы

Там же находятся несколько мотоциклов BSA W-M20 и Norton 16 H. На нижнем ярусе, слева, находятся прицепы и несколько запасных крыльев для самолетов, а справа - грузовики Bedford с мотоциклами в кузовах, партия резиновых сапог, винтовки Lee Rnfield MK III.

Из трюма № 2 можно попасть в трюм № 1, левая часть которого обвалилась, а в верхнем ярусе правой части находятся два прицепа, мотоциклы Matchless G3L и Norton 16 H. На нижнем ярусе видны колпаки для авиадвигателей, ящики с медикаментами, винтовки и несколько полевых электрогенераторов.

Сапоги
Винтовки Lee Rnfield MK III Thistlegorm Thistlegorm
Thistlegorm Thistlegorm Thistlegorm

Больше информации Вы сможете найти просмотрев фото  архив.

В статье использовались фотографии из личного архива, материалы из книг: Shipwrecks from the Egyptian Red Sea (Ned Middleton); Sharm el Sheikh Diving gide (English edition), Alberto Siliotti; Знаменитые реликты Красного моря Тистлегорм и Розали Мюллер, Альберто Силиотти.

 
     
   
© 2017 Diveinstructor