19 апреля 1983 года Жанис Д. (Ghiannis D.) на пути из хорватского порта Риека в Джедда (Саудовская Аравия) и Ходейда (Йемен) с грузом древесины налетел на северо-восточный край рифа Абу Нухас, предположительно из-за невнимательности капитана. Жаннис Д. не затонуло моментально, и экипаж спасся благодаря помощи египетского судна Санта Фе, но для спасения судна уже ничего нельзя было сделать. Жаннис Д. было построено и спущено на воду в 1969 году, в Японии, под именем Схойо Мару, и в длину составляло 99.5 метров, в ширину 16.35 метров, водоизмещение - 2 932 тонн и осадка 6.53 метров. Судно приводилось в движение 6-ти цилиндровым двигателем мощностью 3 000 л.с, обеспечивающим судну скорость 12 узлов. В 1975 году судно было продано и переименовано в Маркос, а в 1980 перекуплено греческой компанией «Думарк Шиппинг эндТрединг Корпорейшн» и названо Жаннис Д. Новые хозяева нанесли на трубу большую букву «D», начальную букву названия корпорации "Danoe", до сих пор различимую. Именно по этой причине, в прошлом, многие считали, что судно называется Дана.
Жанис Д. расположен на глубине 27 метров по оси северо-восток/юго-запад, с носовой частью отделенной от кормы. Обе они лежат на левом борту и украшены великолепными Альционариями, в то время как центральная часть обрушилась, судно, полностью сохранившее свои носовые и кормовые конструкции, может быть досконально осмотрено. Погружение должно проводиться при спокойном море, начиная от кормы, полностью отделенной от корпуса и представляющей наибольший интерес. Над ней возвышается большой кран в форме буквы П, расположенный в 6 метрах от поверхности и изредка просматривающийся с дайв-судна.
Ходовая рубка с большими проемами, хорошо освещенная и легко доступная, является одним из самых интересных мест рэка. В центре находится штурвал с держателем для компаса. Внутри рубки, по причине наклона корабля, изредка дайверы могут почувствовать дезориентацию. Через отверстие трубы можно попасть в машинный зал, слабо освещаемый проникающими сюда сверху немногочисленными солнечными лучами и обитаемый большеглазами. Внутри него кажется что время остановилось, так как все оборудование, трубы и инструменты находятся в отличном состоянии.
После выхода наружу продолжается изучение корабля в направлении к носовой части, пересекая полностью разрушенную центральную часть корпуса. Хорошо приглядевшись, можно заметить многочисленные деревянные доски, составлявшие груз судна.
Нос Жанис Д. разбит и лежит на левом борту на глубине 18 метров. На его полностью сохранившейся средней части расположена большая мачта, а из одного из клюзов свисает якорная цепь. Во время осмотра судна, колонизованного красными Альционариями, маленькими акропорами, бородавчатыми поциллопорами (Росillороrа sp.), губками и анемонами с их Красно-морскими амфиприонами (Amphiprion bicintus), можно встретить многочисленные стаи псевдантиасов и глассфиш (Paraphacanthus ransonneti), а на верхней палубе плавают Коричневополосые крылатки-зебры (Pterois miles). Здесь встречаются также крупные груперы и платаксы (Platax sp.), сопровождаемые многочисленными рыбами-попугаями, в то время как в укромных местах реликта нашли прибежище несколько Гигантских мурен (Gymnothorax javanicus).
ЖАНИС Д.
Тип судна: грузовое Страна постройки: Япония постройки: 1969 Длина: 99.5 м Ширина: 16 м Водоизмещение: 2 932 т Дата кораблекрушения: 19 апреля 1983 Глубина: 27 м
Замечания *При неспокойном море погружение должно производиться с зодиака. *Видимость почти все время хорошая, но для осмотра внутренних помещений необходим фонарь.
Интерес *Наиболее сохранившийся и может быть самый интересный рэк Абу Нухас. *Многочисленные Алъционарии и рифовые рыбы. Рядом с дымовой трубой почти всегда можно увидеть стаю Коричневополосых крылаток-зебр. * В середине утра солнечные лучи проникают через иллюминаторы создавая впечатляющее освещение.
В статье использовались фотографии из личного архива, материалы из книг: Shipwrecks from the Egyptian Red Sea (Ned Middleton); Синай Дайвинг Гид.