16 | 12 | 2017  
 

Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018
По Вт Ср Че Пя Су Во
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31


Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Rambler's Top100
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
Дизайн.Разработка.Поддержка сайтов.Заказать можно через раздел  КОНТАКТЫ

Кичкасский мост PDF Печать E-mail
Опоры бывшего Кичкасского моста
Опоры

Проезжая по плотине, или находясь на территории порта им.Ленина, невольно обращаешь внимание на остров и расположенный рядом бык.Опора моста
Опора сегодня

Кичкаский мост.
Кичкасский мост.

Это опора некогда существовавшего на этом месте моста. Все, что осталось от некогда ажурного и удивительного творения рук человеческих — Кичкасcкого моста.
Кичкасский мост

Еще до строительства Днепровского гидро узла, это было самое узкое место русла реки, так называемое Волчье Горло — ширина реки составляла 160 м, при глубине 40 м. Здесь Днепр почти под прямым углом поворачивал и у лоцманов которые смогли провести свои суда через все пороги складывалось ощущение, что река в этом месте заканчивается. Только великое мастерство лоцмана могло спасти плот от неминуемой гибели. И многие предпринимаемые попытки преодолеть днепровские пороги если и проходили вначале успешно, то заканчивались трагедией именно в Волчьем горле. Рядом на правом берегу находилась колония Кискас-Айнлаге — впоследствии затопленая водами Днепра. В этом месте Днепр почти под прямым углом менял свое русло.

Волчье горло
Волчье горло.Лоция 1881г.

Место строительства моста
Здесь был переброшен мост

Вот здесь то и был через реку переброшен Кичкасcкий железнодорожный мост, бывшей 2-ой Екатериненской железной дороги. Вообще-то эти места имеют довольно интересную и древнюю историю.

Еще с 905г. Византийскому императору Константину Багрянородному была известна Крарийская переправа – впоследствии называемая Кичкасской. Именно в этом месте половцы, печенеги, а потом татары поджидали караваны кораблей руссов, которые сплавлялись по Днепру. Здесь им удобнее всего было нападать, потому что Днепр в этом месте был наиболее узким, и как пишет Константин Багрянородный стрела, пущенная с татарского лука, падала на противоположной стороне далеко от уреза воды. Известный исследователь Черноморья профессор Брун усматривает в названии Кичкас имя армянского князя Kiskases, современника императора Константина Багрянородного.
В архивных документах 17 века Кичкас зачастую называется Кучкасом.
Так в 1672 году Запорожцы писали в Москву: « Татары перелазят Днепр ниже Кодака (крепость) в урочище Кучкасе.»
Эти места в своё время посещали Киевские князья. Здесь проносилась конница Батыя. Отсюда Б.Хмельницкий повёл свои отряды козаков на борьбу с Польскими магнатами. В этом месте были ссыльный Пушкин и Шевченко. Это были владения Запорожских казаков-места,откуда они впоследствии создавали свои стоянки-Сечи.
От последнего порога Вольного до Кичкасской переправы было всего 8 км. В 1829г. было предложено построить паром для перевоза через Днепр по единому образцу для всей Российской Империи, утверждённому императором. В 1870г. арендатором Кичкасской переправы был Ной Чудновский. Вначале досчатый паром ходил по канату, затем по тросу. За один раз перевозилось до десятка пароконных возов. Паромный перевоз просуществовал до пуска моста, то есть до 1904г.
С началом освоения этих земель, с бурным ростом промышленных предприятий, паромный перевоз не мог удовлетворить потребностей в переброске грузов. Начавшееся освоение Криворожского бассейна и Донбасса привело к строительсву железных дорог. Появилась необходимость связать Донбасс и Криворожье железнодорожной магистралью.
В 1900 г. началось строительство моста. Уже в конце июня 1902 г. был собран и опробован единственный в России большой арочный мост через Днепр. Разработкой проекта моста занимался видный инженер Л.Д.Проскуряков - впоследствии учитель академика Е.О.Патона. Строительство моста вёл инженер Ф.В.Лат. Мост был металлический, клёпаной конструкции.

Металлическая,клёпанная конструкция
Металлическая, клёпанная конструкция
Металлическая,клёпаная конструкция
Металлическая, клёпаная конструкция

Через реку была переброшена одна арка. Расстояние между опорами арки было 190 м. Мост был двухярусный. По верхнему ярусу была проложена двухколейная железнодорожная магистраль.

 Двухколейная железнодорожная магистраль
Двухколейная железнодорожная магистраль

По нижнему ярусу, с левой и с правой сторон моста были пешеходные тротуары. Между тротуарами проходили основные несущие конструкции моста.Общая протяжённость моста 336м.
Как уже отмечалось выше, в 1902г. было открыто только пешеходное движение по мосту. Официальное открытие моста состоялось 17апреля 1904г. Железнодорожное движение по мосту было открыто 22января 1908г.

С началом гражданской войны Кичкаский железнодорожный мост приобретает стратегическое значение. По нему перевозятся войска и боеприпасы, раненые и медикаменты, различная техника. Полотно моста несколько раз взрывали отходившие на правобережье под натиском Красной Армии белогвардейцы и всевозможные банды. Однако самое серьезное разрушение было нанесено махновцами при их отступлении из Алесандровска в 1920 г.

Взорванный Кичкасский мост
Восстановительные работы

В 40 метровую пучину реки от взрыва в центре моста рухнул эшалон с медикаментами и боеприпасами. В последствии мост был восстановлен и эксплуатировался вплоть до завершения строительства Днепрогэса.



Взорванный мост

По окончании строительства ДнепроГЭСа и новых металлических мостов через остров Хортицу, надобность в Кичкаском железнодорожном мосте отпала. К тому же он попадал в зону затопления в верхнем бьефе плотины и мешал судоходству. Мост был демонтирован.



Демонтаж моста


На данный момент максимальная глубина реки Днепр в районе постройки моста составляет 58 метров.


Паравозная сцепка

Паравозная сцепка

В момент взрыва моста бандитами батька Махно, эшелон находился на мосту и был затоплен вместе с фрагментом моста. На глубине 55 метров мною были обнаружены и идентифицированы пролёт моста и части затопленного эшелона.

Минимальная глубина, на которой находятся останки крушения составляет 48 метров.

Здесь 48 метров глубина

Скопление металлоконструкций
Ребята, чё вам тут надо?
Ребята, чё вам тут надо?

Скопление металлоконструкций и останков вагонов облюбовали подводные обитатели.И сейчас не редкость встретить в этом месте сторожилов-сомов весом 40кг. и более.

Декомпрессионное погружение осложняют работа с искусственным светом,вековой ил на дне и на фрагментах обьекта.

Запасной баллон
Шпалы и рельсы
Шпалы и рельсы

Эта находка одна из самых масштабных и интересных.

Авто колесо
Авто колесо
:Железнодорожное колесо
Железнодорожное колесо
Колесо
Колесо

Требования к дайверу: сертификат TDI  Extended Renge, Trimix Diver (или эквивалентнный).

Сайт находиться на территории грузового порта.


Историю обнаружения объекта, отзывы и впечатления о погружении на этот WRECK читайте и смотрите здесь.

Фото-архив


 
     
   
© 2017 Diveinstructor