Одним из самых интересных объектов для дайвинга в крыму является "Охотник UJ-102 (КТ-40)".
Координаты: N45 06.245 E33 16.482
UJ — означает U-Boot-Jaeger — охотник за подлодками. Номером 102 указывается не модель корабля, а его штатное назначение. Входил в состав 1-ой флотилии охотников. Первые одна или две цифры обозначали номер флотилии,последние 2 цифры — порядковый номер охотника.
История появления:
Был переоборудован на Николаевской верфи из типового малого военного транспорта (kriegentransport) спецпостройки КТ-40 (834 брт).Поэтому иногда он указывается как КТ-40.
Длина — 70м, ширина — 10м.Служил в составе UG44 (куда входили однотипный UJ-103, также переоборудованный из такого же транспорта и три катера типа KFK:UJ-307, UJ-2305 и UJ-2308).
|
КТ-40 |
23 ноября 1943г у мыса Тарханкут совместными усилиями UJ-102 и UJ-103 была потоплена советская подводная лодка Д-4, незадолго до этого потопившая немецкий транспорт «Santa Fe».
|
фото И.Резник
Погиб охотник 15 декабря 1943г неподалеку от Евпатории.
|
Разлом в корпусе. |
Точные обстоятельстваего гибели неизвестны, т.к. он погиб со всем экипажем в 53 человека. Нонаиболее распространенной версией была именно ошибочная атака на корпус затонувшего транспорта «Santa Fe» — охотник засек корпус гидролокатором, принял его за подводную лодку и произвел сброс глубинных бомб, в результате чего на затонувшем «Santa Fe» сдетонировал боезапас. Такой вот зигзаг истории: Д-4 потопила «Santa Fe», охотник потопил Д-4 и подорвался на «Santa Fe». Но все равно,«два-один» в нашу пользу.
|
UJ-102 стоит на ровном киле, на глубине 20 метров, на расстоянии 250 м от «Santa Fe». В левом борту — аккуратная прямоугольная пробоина величиной практически во всю высоту борта идлиной метров 15..., четко виден разлом корпуса ближе к корме,послуживший причиной затопления судна. Носовой трюм заилен достаточносильно, ранее использовался под столовую и умывальники, можно посетить.
|
Кормоваа пушка. |
Немецкий сапог. |
На корме стоит пушка калибра 88 мм, ствол задран вверх. Детали механизма покрыты мидиями, но если их счистить, виден матовый металл отличного качества, практически не поврежденный водой и временем. Части механизма, выполненные из оружейной стали, и находящиеся внутри затворного механизма, до сих пор в смазке и совершенно не подвержены коррозии.
|
На носовой палубе валяются куски ткани, когда-то давно бывшие кителями, явно попавшие в воду вместе с "охотником" и вытащенные на палубу совсем недавно. На кителях сорваны знаки различия. По палубе разбросаны остатки аккумуляторных батарей в большом количестве. Через небольшие пробоины в носовой части левого трюма видны остатки боезапаса. Практически целый иллюминатор, части от приводного механизма поворотного устройства пушки, куски электропроводки. Безусловно, весьма эффектны оба якоря в носовых клюзах. Корабль очень интересен и даже красив...
|