Rosalie Moller Печать



SS Roalie Moller был построен в Глазго компанией Barclay Curle & Co, спущен на воду в январе 1910 г. под именем "Фрэнсис".  Судно было 108,2 метра длинной, водоизмещением 3,963 тонны и его двигатель выдавал максимальную скорость в 10,5 узлов. В  1931году корабль был продан скандинавской пароходной компании Moller Line,  был переименован в Rosalie Moller и отправлен перевозить грузы в Китай.
К концу тридцатых, когда стало ясно, что война неизбежна, Розали была отозвана назад в Ливерпуль и встала под командование опытного капитана Джеймса Бирна. К тому времени судно уже устарело и даже после капитального ремонта двигателя в 1941 году выдавало максимум 7,5 узлов. Поэтому его назначением стала перевозка угля. Важная миссия во времена войны, когда уголь все еще являлся топливом для многих британских судов.
В июле 1941 Розали Мюллер получила очередное задание, ставшее для нее последним. Судно взяло на борт 4680 тонн угля, который нужно было самостоятельно, без конвоя доставить в Александрию. Самый безопасный маршрут в те времена проходил через Южную Африку. Это был долгий вояж. 11 сентября корабль прибыл в порт Дурбана, Южная Африка. После еще одной непродолжительной стоянки в Адене, Йемен, он вошел в воды Красного моря и, достигнув входа в залив Губаль, получил распоряжение встать на якорь в месте, определенном как "Safe anchorage H" и дожидаться дальнейших инструкций.

Команда на дальнейшее движение вперед зависела от многих факторов - в первую очередь, от вражеской активности, от приоритета груза и оттого, как долго ждали прохода другие корабли. К несчастью, два корабля столкнулись у самого входа в Суэцкий канал и практически перекрыли его. По этой причине Thistlegorm со своим весьма ценным грузом ждал целых две недели, стоя на якоре, пока, в конце концов, не оказался разбомблен и ушел на дно. До сих пор немецкие самолеты, базировавшиеся на о.Крит, не отваживались заходить так далеко на юг. Но в эти дни их разведовательные службы получили информацию, что к берегам Северной Африки движется судно Queen Mary с 1200 австралийскими солдатами и офицерами на борту. Была получена команда найти и разбомбить корабль.
Капитан Бирн проснулся от шума двигателей самолетов и вышел на мостик. Не имея возможности защитить свой корабль, он мог только наблюдать, как один из самолетов, обнаружив цель, зашел на вираж и идя очень низко, едва не задевая мачты, начал сбрасывать бомбы. Капитану оставалось только потрясать кулаком в адрес немецкого летчика.
В военных документах, позднее рассекреченных, значился рапорт:"...были выпущены две бомбы. Одна из них поразила судно в 00:45 в районе трюма №3. Судно затонуло в 01:45 8 октября 1941 года. Два члена команды погибли.
Кликнув мышей Вы увидете схемы коробля вид с боку и вид сверху.
Есть причины, по которым о Розали Мюллер долго никто не вспоминал. После войны были сложности с сырьем и многие затонувшие корабли в Суэцком канале были подняты и разрезаны на металлолом. Естественно, что некоторые из них были неправильно идентифицированы. По документам двух независимых источников, компаний Booth Line и Moller Line, Розали была поднята и разобрана, что оказалось неверным.

Погружение на Rosalie Moller.

Добраться до места погружения можно на сафари боте. Это занимает примерно 4 часа в один конец. Координаты рэка: 27 39' 059" N; 33 46' 283" E
Максимальная глубина погружения составляет 45-50 метров, поэтому этот дайв-сайт наиболее интересен для дайверов, обладающих технической квалификацией, позволяющей погружаться на такую глубину. Рекомендуется иметь подводный фонарь.


Корабль стоит на морском дне на ровном киле. Видимость бывает не очень хорошая для Красного моря - 10-15 метров.


Самая верхняя точка - мачта - находится на отметке 17 метров. Глубина по палубе - 30-35 метров. Нос, корма и надстройки не разрушены и хорошо сохранились.

Можно идентифицировать камбуз с плитой и кастрюлями, ванную комнату капитана, санузлы, мастерскую, каюты. В середине корабля видна поваленная дымовая труба с большой литерой М на ней. С правого борта ближе к корме - большая пробоина от попадания бомбы. Можно пройти сквозь нее и оказаться в угольном трюме, который большого интереса не представляет.

В кормовой части осматриваем винт на глубине 45 метров и возвращаемся в среднюю часть корабля, где находится вход в самое интересное его отделение - машинное. Максимальная глубина здесь - 46 метров, ил на дне сильно мутится, поэтому надо принимать соответствующие меры предосторожности - запасные фонари, технику плавания, малые группы.

Внутри сохранились целыми даже электролампочки. Здесь же можно увидеть ремонтный стол с тисками на нем, телеграфный повторитель, по которому машинистам передавались команды капитана корабля, трехцилиндровый двигатель с двумя котлами. На палубе в районе трюмов видны трюмные лебедки в носу хорошо сохранилась якорная лебедка.

Фауна рэка представлена огромным количеством прозрачных glass fish, большими групперами, множеством крылаток.

Из-за своей удаленности от традиционных туристических центров и большой глубины рэк редко посещаем дайверами, что способствует его целостности и сохранности.
Фото-архив

В статье использовались фотографии из личного архива, материалы из книг: Shipwrecks from the Egyptian Red Sea (Ned Middleton); Знаменитые реликты Красного моря Тистлегорм и Розали Мюллер, Альберто Силиотти.